Современные облицовочные материалы

Dizayn-interera_522ee9c873d66

Кому не хочется иметь собственный дом? Дом, такой, как Вам хочется. Такой, о каком всю жизнь мечталось. Конечно, хочется каждому. И эту свою мечту каждый пытается воплотить в действительность, естественно, в меру собственных возможностей (прежде всего финансовых). И потому, строим мы кто что может — один трехэтажный «особнячок», другой небольшой одноэтажный.

Но на самом деле и этажность, и размах построенного дома не очень важны — главное, чтобы это было ВАШЕ детище. Выстраданное и вымученное. А может быть даже построенное собственными руками от первого кирпича до последнего гвоздя. И почти наверняка у владельца уже достроенного дома возникает еще одно желание — чтобы его дом не был похож ни на один из соседних. А еще лучше, чтобы он имел свой собственный неповторимый фасад, или, как теперь принято говорить, «эксклюзивный экстерьер». Хотя лично мне слово «экстерьер», применительно к дому, ну никак не нравится. К собакам еще туда-сюда, но к дому… Ну да ладно, дело тут не в терминологии, а в неповторимости. Так как же её добиться?

Еще в «докризисные» времена наш журнал посвятил целый обзор пенополиуретановому сайдингу. Не удивляйтесь, именно сайдингу, поскольку в это широчайшее понятие входят любые системы внешней отделки, а не только системы облицовки зданий виниловой или алюминиевой вагонкой, как это почему-то принято считать. В систему пенополиуретанового сайдинга входили такие элементы, как балюстрады, колонны, окантовки окон, а так же множество накладных элементов. И всем эта система вроде бы была хороша — и создать с её помощью неповторимый облик дома было довольно просто, и делалось это быстро. Вот только один был у неё крупный недостаток — дорогая. И еще один недостаток поменьше (правда, это с какой стороны на оба недостатка смотреть) — если по поверхности изделия из пенополиуретана чем-нибудь стукнуть (чего только в нашей жизни не случается), то остается вмятина, которую уже ничем не исправишь (если только не зашпаклевать и потом не закрасить).

Dizayn-interera_522ee9caf1db0

И почему-то с тех пор никаких новинок на тему внешней отделки дома нам больше не попадалось (хотя мы, конечно, можем и ошибаться). Но вот на недавно проходившей в Манеже выставке «Отечественные строительные материалы» нам наконец-то попалась новинка именно из этой области. На стенде компании «Архикамень» были выставлены и балясины и балюстрады, накладные элементы и даже… камины (правда этот элемент никак не относится к внешней отделке). Материал по внешнему виду настолько напоминал песчаник (кстати, на ощупь тоже),  что можно было бы вполне с ним перепутать. И впечатление было такое, что если по нему стукнуть (даже хорошенько), то никаких вмятин не останется (пробовать, мы, правда, не стали). И носил он довольно необычное имя — «Архикамень», в английской интерпретации — «Archistone». (Так и не знаем, кто в честь кого назван. То ли компания в честь нового материала, то ли материал в честь компании. Хотя, какая, собственно, разница.)

Там, на выставке, подробно ознакомиться и с предлагаемой номенклатурой изделий и с технологией, позволяющей все их получить, конечно же, возможности не было. Но такое желание возникло. Причем довольно устойчивое. И через неделю после окончания работы выставки мы, предварительно созвонившись, отправились в вышеупомянутую компанию «Архикамень», чтобы узнать все как можно более подробно.

Нашу беседу с сотрудниками компании мы и предлагаем сегодня Вашему вниманию. Давайте начнем с истории. Как появилась эта технология и откуда такое название материала? Технология, применяемая для приготовления материала и изделий из него под маркой «Архикамень», известна в Западной Европе и в США несколько под другим названием — «Cast Stone». И известна она ни много, ни мало с 12 века. Местом её рождения считается Франция. Наиболее раннее упоминание о «Cast Stone» относится к 1138 году, когда технология была применена при постройке фортификационных сооружений в г. Каркассон (Carcassonne). Промышленное же использование её началось на рубеже 20 веке в Англии. (Лондон, 1900 год). В 20-х годах этого века технология была экспортирована в США и там получила самое широкое развитие и применение.

В настоящее время в США существует несколько десятков компаний, производящих изделия Cast Stone. Многие из них являются членами Института Cast Stone. (Наша справка: Cast Stone Institute (CSI), США — организация, объединяющая производителей изделий по технологии «Cast Stone»). Аналогичное объединение производителей есть и в Великобритании — The United Kingdom Cast Stone Association.

В Россию эта технология была завезена в 1996 году из  США — от компании «Architectural Concrete Company Inc. (ACCI)» — торговая марка «Tannerstone». (Наша справка: «Architectural Concrete Co., Inc.» — один из крупнейших в США производитель изделий по технологии «Cast Stone»). Название материала (оно же торговая марка) — чисто российское, и можно сказать, уникальное. Ни у одного производителя в мире оно больше не встречается. Оно дано материалу согласно целям и задачам на него возлагаемым — Архитектурный камень или Архикамень.

Какими свойствами обладают изделия и на сколько эти свойства отличаются от свойств натурального камня? Изделия, изготовленные по технологии «Архикамень», обладают рядом уникальных свойств: благородным внешним видом натурального камня, морозостойкость и высокая прочностью. И физические его свойства очень похожи на свойства натурального камня.

Наиболее близким «Архикамню», пожалуй, является песчаник — и по внешнему виду, и по физическим свойствам. Но сравнивать «Архикамень» с натуральным камнем — это не совсем правильно. Если рассматривать исходный состав, (цементное вяжущее, заполнитель — песок, вода), то его следует, скорее, относить к классу бетонов. И по своей плотности «Архикамень» очень точно соответствует среднему бетону.

Dizayn-interera_522ee9cc75ba0

ПЕСЧАНИК — осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, сцементированных, как правило, кремнеземом, кальцитом или гипсом. Формируется главным образом из морских, пляжевых и озерных отложений, реже из дюнных песков. В зависимости от цвета цемента песчаники имеют чаще белую или серую, иногда желтую, тускло-желтую, бурую, розовую, красную и даже зеленую окраску. Песчаные частицы обычно хорошо окатаны. Строение песчаников слоистое, эоловые или дельтовые песчаники бывают косослоистыми.

Качество песчаника определяют по роду и количеству связующего вещества, угловатости зерен и виду поверхности излома. Песчаники широко распространены во всем мире и используются человеком с древнейших времен. Они применяются для изготовления бетона и дорожных покрытий, гончарных изделий и фарфора, литейных форм, абразивов и стекла, в качестве строительного и бордюрного камня, для мощения дорог, изготовления точильных камней. Наиболее прочные песчаники используют в виде плит для облицовки стен, для полов и т.д. Песчаник – очень теплопроводный материал, и для кладки стен отапливаемых зданий не применяется.

БЕТОН – один из важнейших строительных материалов. Он получается (формованием с последующим схватыванием) из смеси вяжущего вещества (цемента) с водой, мелким заполнителем (песком) и крупным заполнителем (обычно гравием, щебнем или другим крупно размолотым материалом). Поскольку бетонная смесь до затвердевания имеет тестообразный характер, бетон пригоден для изготовления конструкций разного типа, но форма (опалубка) не должна удаляться до полного схватывания смеси. В тех случаях, когда возможны растягивающие или изгибающие напряжения, бетон армируют сталью.

Декоративный бетон. Для декоративной отделки в бетон вводят окрашивающий заполнитель – молотый мрамор или молотое стекло. Уникальным примером декоративного бетона является «Терраццо». Это декоративный бетон из цветных цементов и дробленого мрамора, формуемый на месте в стенах и особенно в полу. Из декоративного бетона можно изготавливать облицовочные детали любой формы и любых размеров, чем они выгодно отличаются от изделий из керамики и естественного камня.

При достаточно высокой прочности «Архикамень» обладает довольно низким водопоглощением (не более 6% по массе) и прекрасной морозостойкостью (не менее 250 циклов замораживания/размораживания). Достигнутый на сегодня уровень свойств — вполне нормален, но предельным не является. Работа по совершенствованию технологии продолжаются и их цель — выйти на гораздо более высокий уровень по прочности и морозостойкости.

На языке так и вертится вопрос: технологию производства и состав вы разрабатывали сами? Ведь именно таким путем идет большинство отечественных фирм — посмотрят, как все организовано на Западе, а потом изобретают свой «уникальный» состав и технологию. Правда бывает, что дело потом доходит до суда. Но это, как правило, в тех случаях, когда отечественные «изобретатели» пытаются экспортировать свой товар. Мы сами ничего не изобретали, а просто приобрели лицензию. Так и проще, и спокойнее. И адаптировали все требования технологии под наши российские реалии — приспособили к местным материалам и их свойствам.

Американские рецепты технологии полностью подходят для наших условиях (прежде всего к погодным), или требуется какая-то доработка? Надо сказать, что американские требования очень жесткие, и, прежде всего, именно в отношении морозостойкости (300 циклов). И эти требования обязаны соблюдать все члены ассоциации производителей изделий по данной технологии. И это несмотря на то, что территориально США расположены несколько южнее, чем Россия.

Добавки при изготовлении вы тоже используете российского производства? Почему я задаю этот вопрос? Отечественные производители сухих смесей, конечно, те, кто хочет изготавливать смеси, соответствующие мировому уровню по своим характеристикам, применяют добавки только импортного производства. И мотивируется это в основном тем, что отечественные аналоги либо совсем отсутствуют, либо выпускаются с уровнем качества, только отдаленно напоминающим необходимый. И стабильности свойств выпускаемых добавок приходится только мечтать.

Мы в этом плане отличаемся от производителей сухих смесей, описанных Вами. Нам удалось найти необходимые российские аналоги и на настоящий момент мы работаем только с ними. Хотя возможность покупать необходимые добавки в Европе или в Америке у нас есть. Но мы применяли и будем применять российские материалы, прежде всего, чтобы не удорожать наши изделия. Российские компании, выпускающие добавки, в общем-то, хорошо понимают свои недостатки и постепенно начинают стабилизировать качество выпускаемой продукции. Растут в этом отношении прямо на глазах. Думаю, что еще несколько лет и эта проблему будет благополучно решена.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что представляет собой технология производства изделий? Состав для производства изделий выглядит следующим образом:

  • вяжущее: белый и/или серый пластифицированный портландцемент марки 500;
  • мелкий заполнитель (основной компонент): тщательно просеянный природный песок. Возможно использование гранитного, кварцевого или известнякового песка;
  • крупный заполнитель (дополнительный компонент): тщательно отобранный натуральный гравий или щебень (гранитный, кварцевый, известняковый и т.п.)
  • пластифицирующие добавки;
  • цветовой пигмент: неорганические (натуральные или синтетические) пигменты на основе оксида железа, по массе не превышающие 10% массы используемого цемента;
  • Вода: обыкновенная техническая вода без органических примесей;
  • Арматура: стальная ненапряженная горячекатаная стержневая арматура.

Производство изделий состоит из 3 основных этапов:

  • приготовление смеси;
  • изготовление изделий;
  • выдержка изделий.

Приготовление смеси. Составляющие смешиваются в необходимой пропорции. Перемешивание производится в течение 2-3 минут до получения смеси с определенной жесткостью, после чего смесь транспортируется к рабочим местам, где изготовляются изделия.

Изготовление изделий. Технология изготовления представляет собой набивку жесткой смеси (смеси с определенной жесткостью) в деревянную или пластиковую разборную форму. Забивается она туда при помощи специальных пневмомолотков (пневмотрамбовок). В общем, эта технология похожа на то, как дети делают куличик. В формочку набивается влажный песок, уплотняется, затем формочка переворачивается  и сформированный куличик вытряхивается из неё на бортик песочницы. Вроде бы все просто. Но не совсем.

Дело в том, что работы с жесткими смесями в России до сих пор велись не достаточно широко — везде и всюду применялся литьевой бетон и именно технология его получения у нас довольно хорошо развита. Традиционно литьевые технологии используются, например, для получения тротуарной плитки. Берется форма, в неё заливается жидкая смесь, потом форма со смесью помечается на вибростол и смесь уплотняется. После этого форма со смесью помещается в специальную камеру, в которой выдерживается определенное время. По истечении этого времени форма выбивается и мы имеем готовую плитку.

Технология «Архикамня» принципиально другая. После уплотнения форма сразу же разбирается (никакой выдержки перед выемкой из формы не надо) и из неё извлекается сформованная заготовка, готовая уже прекрасно держит форму (конечно до определенной степени). Этот «куличик» на доске переносится в специальную камеру — так называемую камеру «холодного тумана», в которой происходит выдержка будущего изделия при температуре около 30°С, при влажности 99% (этот элемент технологии очень важен).

Для получения такой высокой влажности применяется специальное распыляющее оборудование. В камере деталь выдерживается около суток, после чего извлекается. Потом она упаковывается и еще несколько дней выдерживается в упакованном состоянии до набора отгрузочной прочности где-то 3-4 дня (к этому моменту изделие набирает примерно 50% марочной прочности). После этого её уже можно отправлять потребителю. Полная прочность достигается на 28 сутки. Именно в этот момент производится тестирование всех бетонов.

Почему именно такая технология получается привлекательной? Во-первых, много изделий можно изготовить с применением одной формы. Можно быстро вносить изменения в изделия. Например, заказчику нужен укороченный элемент — делается соответствующего размера деревянная вставка, и элемент укорачивается на её размер. При традиционной литьевой технологией так просто укоротить деталь не получится — придется изготавливать новую форму. А это процесс длительный и дорогостоящий.

Dizayn-interera_522ee9ce21ad1

Длительного воздействия материала на форму нет. На неё нет и длительных воздействий температуры и влажности. И именно за счет этого можно использовать для изготовления формы более простые материалы — дерево, пластик. Это же преимущество позволяет изготавливать изделия со сложными профилями и поверхностью, рисунком. Но ведь чем сложнее форма, тем она дороже. И поскольку стоимость формы постепенно переносится на изготавливаемые изделия, то это и их в свою очередь удорожает. В общем-то, все правильно. Но, тут есть несколько «НО».

«НО» первое. Усложнение конфигурации детали, конечно же, вызывает удорожание формы для её получения. Но если усложнение формы для получения детали из литьевого бетона удорожает форму в разы, а иногда и в десятки раз, то у нас это вызывает удорожание на 20-50%. Это совсем немного.

«НО» второе. Если для изготовления деталей способом литья при поточном методе форм потребуется далеко не одна, то при нашей технологии для получения того же количества изделий вполне достаточно одной. И, значит, удорожание самих изделия будет не столь значительным. А раз она возрастает не на много, то зачем же отказываться от возможности не так задорого получит сложное и красивое изделие. Попробуйте из натурального камня выточить, например барельеф головы льва. Это обойдется, не побоюсь этого слова, в «бешеные» деньги. Цена изделия из «Архикамня» получается вполне приемлемой — всего 15 у.е. А эффект, практически, тот же самый, что и у натурального камня.

Аналогичный барельеф, конечно, можно получить и из литьевого бетона и потом его окрасить. Но зрительный эффект будет уже не тот. Изделие же из «Архикамня» имеет шероховатую поверхность, ничем не отличающуюся от изделий из натурального песчаника. И именно для достижения большего сходства в состав вводятся добавки натуральных составляющих.

Кстати «Архикамень» очень часто принимают за натуральный камень. Даже специалисты, глядя на выставленные образцы, часто задают один и тот же вопрос: «Скажите, из какого карьера Вы берете камень?».

Каков на сегодняшний день выбор выпускаемых изделий? «Архикамень» — единственный материал, который позволяет относительно недорого изготовить такие же изделия, которые обычно изготавливаются из гипса, но применять их можно как внутри помещений, так и на улице.  Выпускается несколько линий изделий.

Первая линия:

  • балюстрады;
  • фасадные изделия (карнизы, обрамления окон, русты, замковые камни и т.д.);
  • изделия для ландшафтного дизайна (вазы, фонтаны, цветники, беседки и т.д.);
  • колонны, порталы дверей;
  • крышки на столбы и парапетные камни.

Это основное направление для этой технологии.

Вторая линия — каминные облицовки (как для дровяных, так и для электрокаминов)  Для облицовки каминов используется материал, полученный по какой-то специальной технологии? Материал и технология те же самые, что и для всех остальных изделий. Только при производстве облицовки для каминов в состав смеси добавляются окрашивающие пигменты, что позволяет получить камин, как в определенной цветовой гамме, так и в желаемом сочетании цветов. Наиболее популярными цветами являются оттенки желтого, розового и красного. Ну, а на заказ можно изготовить абсолютно любой цвет.

Камины предлагаются цветные, а балюстрады белые. Почему? И балюстрады и экстерьерные элементы могут изготавливаться абсолютно любого цвета. Но в архитектуре принято использовать именно белые элементы. Это классика. И мы не хотим с ней спорить. Предлагается только тот ряд изделий, который уже освоен или у есть возможность изготавливать изделия той формы и размера, которые необходимы заказчику? Необходимость в таком заказе часто возникает, например, при реставрации зданий.

Если заказчика выбор изделий, выпускаемых серийно, почему-то не устраивает, то можно изготовить партию изделий по чертежам, предоставленным архитектором или реставратором. По ним изготавливается форма и потом уже с её помощью выпускаются детали в необходимом количестве. В качестве примера нашего сотрудничества с реставраторами, можно привести восстановление балюстрады на здании Московского архитектурного института. Там стояли деревянные балясины, которые растрескались, а местами просто сгнили от времени. Всю балюстраду пришлось полностью заменить. И замена была вполне успешной, а главное не очень дорогостоящей.

А когда надо воспроизвести 2-3 выбывших из строя балясины, то тоже можно помочь? Чисто из экономических соображений делать сложную форму из-за изготовления двух-трех балясин нецелесообразно. Цена в этом случае получится вполне сопоставимой с изготовление балясин из натурального камня. А вот при большем объеме работ наш метод получается выгодным — реализуются преимуществ нашей технологии.

Как выглядит стоимость изделий из «Архикамня» в сравнении с натуральным камнем? Камины, практически, аналогичны по дизайну широко предлагаемым нашим рынком импортным каминам. Но если цены у европейских каминов начинаются с уровня 800 у.е. (верхний предел установить довольно трудно), а средняя их цена колеблется на уровне 1200 — 1500 у.е., то камин из «Архикамня» стоит 510 — 580 у.е. Происходит это в основном благодаря тому, что и цены на материалы и уровень оплаты труда у нас несколько пониже, чем на Западе. Но зато такой уровень цен для отечественного потребителя более доступен.

Балюстрадам из «Архикамня» есть две альтернативы — гипс и натуральный камень. Гипс — это чисто декоративный материал, который можно применять только внутри помещений, т.е. там, где нет ни погодного воздействия, ни интенсивного износа. Там, где более жесткие условия эксплуатации, применяется либо литьевой бетон, либо натуральный камень. Не хочется ругать литьевой бетон, но изделия из него пока выглядят, так скажем, не очень симпатично. К тому же их необходимо красить.

Натуральный камень же обходится на сегодняшний день как минимум в несколько раз дороже. Например, мраморная балясина сложной формы стоит 100-150 у.е. Балясина же из «Архикамня» обходится в 35-40 у.е., а погонный метр балюстрады (три балясины H = 660 мм, основание L = 1 м, поручень L = 1 м) обходится всего в 155 у.е. По технологии «Архикамня» можно изготавливать и такие изделия, как выгнутые перила балюстрады. Аналогичное изделие из натурального камня, в связи с большим расходом материала для своего изготовления, имеет, просто баснословную стоимость.

Совсем недавно среди изделий из «Архикамня» появились элементы ландшафтного дизайна. Почему решили взяться за их изготовление? Ландшафтный дизайн сейчас переживает как бы своё второе рождение. Все большее количество людей хочет как-то оформит свои дачные участки, а не просто посадить на них укроп и морковку. Причем оформить так, чтобы это самое оформление и глаз радовало, и особого ухода не требовало, и было достаточно долговечным.

Идея использовать «Архикамень» в ландшафтном дизайне принадлежала не нам, а фирмам, занимающимся ландшафтным дизайном. Они нам её просто настойчиво периодически подбрасывали: «Материал у Вас красивый, попробовали бы Вы из него изготовить вазоны, барбекю, фонтаны. Сколько же можно все это из-за границы завозить?» И мы решили попробовать. Выпустили вазоны. Особого ухода они не требуют, на дождь, снег и мороз не реагируют — можно на зиму даже не вносить в помещение. Но воду в них на зиму оставлять все-таки не рекомендуется. В этом году планируем выпустить целую серию новых изделий.

Вот с таким интересным и даже необычным материалом нам довелось познакомиться. Почему-то даже не хочется вспоминать, что изготовлен он по импортной лицензии. Он все-таки наш, российский. И материалы все наши, и технология именно под них адаптирована. Рассказали же мы о нем, прежде всего, для того, чтобы помочь Вам, уважаемые наши читатели (как-то не очень хочется применять по отношению к Вам термин «потребители»), создать то самое неповторимое оформление ВАШЕГО дома, ВАШЕГО участок. От всей души хочется, чтобы ВЫ жили окруженные красотой. Ведь ВЫ этого заслуживаете!

Техническая информация предоставлена фирмой «Архикамень»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *